Боремся за порядок

Беспорядок в квартире... Ну кто из родителей на это не жаловался? И кто какие решения находил? В этой статье мы предлагаем немного теории в качестве ответа на вопрос «Почему?». И очень много способов бороться с беспорядком. 

Сам себе дизайнер

Очевидно, то, что мы считаем непорядком или беспорядком, в значительном большинстве случаев является всего лишь детским способом организации пространства таким образом, как это удобно ребенку. Помните крылатое выражение «Я так вижу!». Так вот это и есть тот самый случай.
Может быть, стоит привлечь малыша к установлению правил в его комнате либо в его уголке дома. После 4—5 лет дети уже сами могут предложить, где и как им лучше хранить свои вещи. Давайте попробуем привлечь малышей к оформлению пространства их собственной жилплощади. Вот увидите, они могут дать множество очень ценных идей. Расставьте все так, а потом этак. А затем снова все поменяйте — глядишь, и найдется оптимальный вариант.
Такой порядок (свой собственный!!!) ребенок будет поддерживать с превеликим удовольствием!
Для детей вообще очень важно это чувство собственности и правильности. А если к тому же собственность твоя, тобою созданная, то малыш за нее буквально горой станет.

На ошибках учимся

Что же еще мешает ребенку наводить и поддерживать порядок?
Кроме привычки легко переключаться на другие дела (что в раннем возрасте вполне естественно — так работает детская психика), это могут быть и типичные родительские ошибки.

       Неправильно выбранное время. Очень часто родители со своими требованиями вторгаются в детскую игру. А вы любите, когда вас отрывают от чашки кофе и задушевного разговора с подругой? Или посередине важного доклада? Так и ребенок. Он сейчас — капитан и ведет свой парусник через бурлящее море, а ему вдруг кричат: «Заканчивай, убирай стулья!» Как тут не расплакаться! К счастью, детские игры длятся недолго. Можно подождать 5—10 минут, шторм закончится, и детка сам захочет поиграть во что-то другое. А ведь для очередной игры тоже нужно место. Поэтому разбираем «корабль», тащим все поскорее по своим местам и беремся за следующее действо.

        Назидания, прямые угрозы, грубый тон взрослого. Если это повторяется изо дня в день, то отрицательный рефлекс на уборку детке обеспечен. А о плохом он постарается не думать: увильнуть, заплакать, отвлечь внимание какой-то шалостью — арсенал огромный. Так что поскорее забываем о предыдущих плохих попытках, забываем все прошлые слезы и напряжение. Подходим к ребенку и говорим ласково: «Давай я тебе помогу убрать. Что мне делать? Складывать конструктор?» Возможность покомандовать взрослым — один из самых сладких моментов дня, тут уж никто не откажется. И сам станет с явным желанием показывать, как именно это следует делать.

       Нечеткие объяснения взрослых. Навести порядок — звучит слишком абстрактно. Детский мозг с этим не справится и переключится на какую-то другую задачу. Так что давайте говорить четко: «Убери, пожалуйста, конструктор в этот пакет». Сделал — давайте следующее задание.

       Привычка родителей называть ребенка неряхой или еще похуже. Дети верят нам на слово, и если мы зовем их умницами, они стараются быть умными, красивыми — крутятся перед зеркалом. Ну а если на протяжении жизни ребенок слышит о себе как о грязнуле и неряхе, с возрастом вам будет все труднее убедить его следить за собой. Таким неожиданным образом дети «оправдывают» родительские ожидания. Поэтому давайте тщательно выбирать слова, с которыми мы обращаемся к любимым чадам. 

На работу — как на праздник!

На самом деле дети по природе своей очень трудолюбивые существа. Вы когда-нибудь видели маленького ребенка без дела? Ему все безумно интересно — и убирать, и разбрасывать. Тут от родителей зависит, как организовать дело, чтобы уборка была малышу приятна.
Самый простой способ — придать уборке форму игры. Вот ключевые фразы, которые действуют, как волшебная палочка.

       А ты так сможешь?

       Кто первый уберет?

       А я лучше тебя сделаю...

       Ой, помоги мне, я, оказывается, забыла, как это делается!

       Я придумала. А давай мы с тобой... (и делаете вот такие большие-пребольшие глаза).

       А ты знаешь, что бывает с игрушками ночью, если их не убрали на место... (и придумываете совсем нестрашную сказку о том, как игрушки карабкаются на полки сами и кто им помогает...).

       Одна я не смогу, помоги...

       Посмотри, я правильно делаю?

Маленькие дети всегда готовы идти на сотрудничество! Желание помогать родителям, желание слушаться заложено в малышах на генетическом уровне. Ведь сама матушка-природа миллионы лет настраивала детенышей, в том числе и человеческих, на послушание и повторение действий взрослых. 

 Copyright 2010. Микова Татьяна.

Плохая привычка

Но, возможно, «убирательные» конфликты уже перешли в разряд плохих семейных традиций.
— Убирай,я сказала!
— Не хочу!
— Убирайсябыстро,а то телевизорне включу.
—А-а-а-а-а!
В данном случае привычный плохой сценарий нужно ломать. И делать это придется родителям. Представьте изумление малыша, если мама скажет: «Ну и Бог с тобой. Я сама уберу». И с огромным удовольствием начнет растаскивать игрушки, по дороге разговаривая с каждой из них.
Ваша задача — остановить «вредную программу». С детьми постарше можно договориться иначе: «Хорошо, не убираем с тобой целую неделю, посмотрим, что выйдет».
Или, наоборот, вы с удовольствием занимаетесь уборкой и не играете с малышом. Вообще не играете, даже когда он изо всех сил начнет придумывать способы переключить ваше внимание на себя. Хочет кушать? «Возьми в кухне яблочко, а мне пока надо вот еще машинки построить в ряд». Без ругани, без нотаций и упреков, этого уже было достаточно. «Сейчас я никак не могу. Видишь — я убираюсь».
Многим детям захочется помочь, лишь бы мама быстрее стала заниматься его делами.
Как только ребенок вызовется вам помогать, сразу похвалите его. Покажите, как вы рады, что он так здорово поступает. Похвала обладает исключительной педагогической силой, она окрыляет, наводит мосты, поднимает самооценку. Она заставляет другого человека желать делать хорошее.
Лучшая воспитательная тактика — хвалить за хорошее, а вовсе не ругать за плохое. И мягко, ненавязчиво корректировать ситуацию.

Создайте хорошую атмосферу

Что можно придумать конкретно? Например, убирать предметы сразу после того, как поиграли. Взял какую-то вещь, поиграл — поставил на место — взял следующую. По крайней мере в детском саду у наших ребятишек это отлично получается. А вот дома — не очень. Скорее всего, это связано с желанием заполнить собою пространство, оставить свой след. Возможно, таков аналог животного рефлекса метить территорию. По крайней мере многие дети кричат: «Не убирай, я этим еще поиграю». И некоторые действительно играют. Проще всего приучить убираться перед сном. Доводы при этом должны быть понятны и выгодны ребенку. Например: «Ночью пойдешь в туалет, споткнешься, нос расшибить можно в темноте». Что тут возразишь?
Если какие-то действия повторяются постоянно хотя бы три недели, они входят в привычку. Это как чистить зубы и мыть руки перед едой — дети периодически пытаются сопротивляться, но все равно ведь знают, что так принято, так надо. В любом случае единичные протесты погоды не сделают — все равно ведь и чистят, и моют. Вот и привычка убираться перед сном может стать будничным моментом. Нечего и копья ломать, раз «так надо». 

Нестандартные решения

Для того чтобы дети охотно делали то, что нам надо, им это должно быть интересно или выгодно. Между прочим, похвала либо, доверительный разговор за чашкой чая — это тоже выгода. Она намного важнее для ребенка, чем обладание карманными деньгами или очередной куколкой.
А еще можно сделать так, чтобы малышу был невыгоден беспорядок. Предлагаю вам воспользоваться опытом одной мудрой супружеской пары.
Они тоже частенько говорили своему ребенку: «Убери». Мальчик выполнял это кое-как, лишь бы взрослые отвязались. Но вот мама с папой привели в дом щенка. Восторгу сына не было предела... пока щенок не взял моду грызть все, что лежит на полу. Оплакав в очередной раз любимую игрушку, мальчик навсегда научился не оставлять ничего лишнего на полу.

Выражение душевного непокоя

Беспорядок может отражать душевное состояние детки, поэтому иногда стоит присмотреться к его внутреннему миру и задуматься о психологической подоплеке «неряшливости».

       Это может быть попытка привлечь к себе внимание. «А-а-а-а! Где моя любимая кукла?» Конечно, все кинутся искать. И чем больше кучи, тем дольше будут плясать вокруг ребенка, что, собственно, и требовалось.

       Иногда большие завалы — способ огородить хоть кусочек своей территории. Ведь там никто, кроме ребенка, не разберется! Поэтому и братья-сестры туда не полезут, и мама только руками будет разводить.

       Общее подавленное состояние, хроническая депрессия часто делают детей равнодушными. Смятение внутри — хаос снаружи. Ребенок словно тонет в своих проблемах. Если красивое платье брошено и смято рядом с красивой куклой, значит, дело не во вредности, тем более если еще недавно девочка была аккуратисткой. Что-то не так с внутренним миром юного человека.

Сделать бесплатный сайт с uCoz